5 октября – День учителя


Учитель учителей

Накануне нового учебного года наша газета писала о молодых специалистах, пришедших работать в Сурскую среднюю школу.


Разговаривая с бывшим классным руководителем новичков В.Н. Забалухиной, я спросил ее: «Ещё вчера они были вашими учениками, сегодня – коллеги. Вам придётся преодолевать психологический барьер при общении с ребятами?». Мой вопрос не застал врасплох опытного педагога, и ответ, кажется, был готов заранее: «Не придется. Половина учителей школы – мои ученики».

- Мучительного выбора профессии у меня никогда не было, - рассказывает Валентина Николаевна. – Года в четыре я играла, как, наверное, многие дети, в магазин и хотела стать продавцом. Став постарше, мечтала стать учителем. У меня был двоюродный дед по папиной линии, он и был моим первым учеником. Каждый вечер он приходил ко мне с сумкой, полной учебников. Иногда я его отчитывала: «Ученик Буланкин, почему не выучил уроки?». Всё своё детство я вспоминаю, как игру в школу. Яркое впечатление - после уроков войти в класс и представить себя в роли учителя. Наша мама хотела, чтобы мы с сестрой стали учителями. Моя сестра уже училась в педагогическом институте на литфаке, и я тоже решила стать учителем русского языка и литературы. Учеба в ВУЗе мне давалась легко. Цель – получить красный диплом - перед собой не ставила. На первом курсе куратор нашей группы мне сказала: «Валя, с вашей подготовкой Вы могли бы блистать». Хорошей подготовкой я обязана своим школьным учителям, к которым испытываю чувство огромной благодарности. В 1978 году закончила институт, и по распределению попала в село Гулюшево. Год там отработала. Случалось, что до Сурского добиралась пешком. Через год стала работать в родном посёлке. Первыми учениками в Сурской школе были старшеклассники, среди которых, например, мой коллега - Александр Китов или Ваш, сотрудник редакции - Александр Соболев. Кнопки на стул не подкладывали, но пытались шутить, разница в возрасте небольшая. Всё было по-доброму.

За время работы у меня было много учеников, сейчас уже и не сосчитать. Стараюсь следить за каждым. Искренне радуюсь, когда кто-то достигает успехов в жизни. Бывает обидно, когда ученик с задатками во взрослой жизни себя не смог реализовать.

Говоря о школе и нынешних учениках, Валентина Николаевна привела пример из прошлого. Как-то на уроке один из учеников в азартном споре с учителем бросил фразу: «Да, что Вы врете». Неслыханная дерзость по тем временам, в классе мгновенно воцарилась тишина.

- Сейчас такой реакции класса не будет, - продолжает Валентина Николаевна. – Дети более раскованные, это хорошо. Плохо, что они часто переходят грань, отделяющую свободу от вседозволенности.

В завершение разговора, спросил учителя литературы о том, какие книги стоило бы прочитать современной молодёжи?

- Я бы порекомендовала читать классику. Времена меняются, а человеческие отношения остаются всегда, и в классической литературе есть ответы на многие вопросы, - сказала Валентина Николаевна.

В. ГОРДЕЕВ.