Расширяя границы возможностей

«Парус надежды»

22 ноября в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, которое недавно открылось на базе начальной Черненовской школы, прошел День открытых дверей.

На торжественное мероприятие приехали директор областного учреждения социального обслуживания «Парус надежды» Н.И. Абдуллина, представитель министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Н.В. Зорина, глава районной администрации Д.В. Колгин, родители и другие гости.

Реабилитационный центр - это отделение центра социального обслуживания «Парус надежды», который находится в р.п. Кузоватово. Такие центры открываются по поручению губернатора Сергея Морозова и действуют уже в 17 районах Ульяновской области.

При выборе школы для размещения центра реабилитации учитывали ряд факторов: минимальная удаленность от райцентра, максимальный уровень тишины – учитывая то, что в Черненовской школе мало учеников, ребята, посещающие центр, во время занятий не будут отвлекаться на посторонние шумы. В скором времени территорию школы оборудуют уличными спортивными тренажерами, и в теплое время года дети будут заниматься на свежем воздухе. Как пояснила заведующая центром реабилитации Ольга Александровна Луткова, в летний сезон дети смогут участвовать в огородных работах, которые оказывают положительное влияние и на мелкую моторику, и на социальную адаптацию ребенка. Ребята будут задействованы, начиная с посадки рассады и заканчивая сбором урожая.

Прежде чем начать принимать детей с ограниченными возможностями здоровья, школа претерпела кардинальные изменения: заасфальтировали подъездную дорожку, сделали новое крытое крыльцо, установили пандус. Внутри школу невозможно узнать: поменялось все – от краски на стенах до санузла.

Кабинеты, в которых с ребятами проводятся занятия, оборудованы всем необходимым.

Есть тренажерный зал и игровая комната, где проводятся занятия по адаптированной физической культуре. Там даже есть сухой бассейн (бассейн с пластмассовыми шариками) и настольная игра аэрохоккей, который пользуется у детишек особой любовью.

В комнате для занятий с психологом и логопедом присутствуют яркие элементы интерьера: цветные кресла-мешки, диван, шкаф с необходимым инвентарем и игрушками. Есть стол для рисования песком, а также современный телевизор, просмотр которого совмещает в себе приятное с полезным: ребята смотрят мультфильмы, потом пересказывают сюжет, делятся своими эмоциями и рисуют, используя те цвета, которые они видели в мультике.

В комнате социальной адаптации чувствуешь себя, как дома: кухонный гарнитур с раковиной, холодильник, стиральная машинка, гладильная доска, стол и стулья. Тут ребят приучают к быту (они выясняют, для чего нужна стиральная машинка, что можно хранить в холодильнике, для чего нужен утюг, и тому подобное). Ребятам дают возможность в полной мере почувствовать себя самостоятельными: например, они могут положить мягкую игрушку в стиральную машинку и под руководством взрослых включить ее. Также дети готовят себе перекусы – в основном это бутерброды, и потом с гордостью пьют с ними чай. Кроме этого в комнате социальной адаптации ребята занимаются творчеством – делают поделки, красят, лепят.

Если ребенок нетранспортабельный и родители не могут привезти его в Черненово, специалисты сами выезжают на место. Занятия на дому ничем не отличаются от тех, что проходят в стенах центра. Дома с ребенком также занимаются логопед и психолог, проводят социальную адаптацию, развивают мелкую моторику, делают гимнастику.

С детьми занимаются специалисты – логопед Наталья Ивановна Амосова, психолог Ксения Андреевна Николаева, преподаватель физкультуры Ольга Александровна Луткова. Все педагоги прошли профессиональную переподготовку. В будущем планируется ввести еще одного специалиста – дефектолога.

В центре реабилитации принимают детей в возрасте от 3 до 18 лет с ограниченными физическими возможностями, с задержкой психического развития, с аутистическим расстройством.

Сейчас центр посещают дети из Кирзяти, Гулюшево, Архангельского, Черненово, Сурского согласно графику, ведь с каждым ребенком занятия проводятся по индивидуальной рабочей программе, рассчитанной на 4 месяца.

Я побеседовала с мамой, которая привезла своего ребенка на занятия.

- В возрасте 4 лет моему ребенку поставили диагноз - аутистическое расстройство (расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга и характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. – прим. ред.), - рассказывает родительница. – Нас настораживало то, что ребенок плохо шел на контакт с людьми, например, мы не могли завести его в магазин или в кабинет к врачу. Иногда врач осматривала его прямо в коридоре. До трех лет ребенок практически не разговаривал. В детском саду не воспринимал своих воспитателей, практически не ел и не пил. Мы обратились к неврологу, который и поставил диагноз. Как нам сказали врачи, это легкая форма заболевания, поскольку ребенок хорошо контактирует со своими родными и близкими, с другими детьми, которых он называет «мои маленькие друзья».

В соцзащите нам помогли взять направление в «Подсолнух» - это областной реабилитационный центр для несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Там мы провели несколько недель, за это время ребенка научили говорить. Из детсада мы ушли. По мере возможности я сама занимаюсь с ним дома, хотя меня как педагога ребенок не воспринимает. Увлечь его чем-либо надолго не получается.

В Черненово мы приезжаем с самого открытия центра. По мере возможности посещаем каждый день. Сложно пока говорить о каком-то явном прогрессе, но, по крайней мере, у ребенка есть хоть какой-то режим, хотя раньше он отсутствовал. Он уже знает, что «сегодня и во столько-то мы поедем к друзьям».

Больше всего ребенок любит занятия с психологом. Так как малыш эмоциональный, ему очень важно видеть эмоции у другого человека. Ксения Андреевна во время занятий находится с ним «на одной волне».

Пока мы беседовали с мамой, малыш из комнаты логопеда и психолога переместился в комнату адаптированной физкультуры. Его любимое место там – сухой бассейн.

Средства на открытие центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями были выделены из областного и районного бюджетов. Кроме этого большую помощь оказали местные спонсоры: бесплатно установили пластиковые окна, подарили все необходимое для санузла, помогли с материалом для нового крыльца и тому подобное. Многие внесли свой посильный вклад в это благое дело.

Е. АНТОНОВА.