Разговор с психологом

15.11.2019

Есть проблема – не молчи 

На протяжении жизни человек сталкивается с внутренними противоречиями, которые порой вызывают трудности во взаимоотношениях с людьми, приводят к нерациональным поступкам. В решении таких проблем помогают психологи.

В обязанности психолога входит предоставление консультаций, разработка рекомендаций. Психологи, педагоги-психологи востребованы в детских садах, школах, медицинских и общественных учреждениях. Наталья Евгеньевна Васина - педагог-психолог отделения Ульяновского регионального ресурсного центра «Семья» в Сурском районе. По образованию – учитель начальных классов, школьный психолог.  Закончила Алатырский педагогический колледж.

- Наталья Евгеньевна, почему вы решили стать психологом?

- Сначала я хотела быть просто учителем начальных классов. Когда мы учились, нужно было выбрать какую-то специализацию. Я решила выбрать психологию,  чтобы лучше находить подход  к детям, знать особенности возрастной психологии, ну и для себя, конечно, на будущее. А потом это стало моей профессией.

- Как давно Вы работаете в центре «Семья» и с кем работаете?

- В Сурском отделении центра «Семья» я работаю с 2013 года. Работа ведется в разных направлениях: с беременными женщинами, с семьями, находящимися в социально опасном положении, по здоровому образу жизни. Также принимаем участие в районных агитпоездах, выезжаем в сельские школы, где проводим тренинги и собрания.   Чаще всего ко мне обращаются по вопросам взаимоотношений с детьми.

- Люди к Вам приходят по какому-то направлению или сами: почувствовали проблему и захотели ее решить?

- В последнее время много самостоятельных обращений. Но также обращаются по рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки, школьных учителей. Первоначально проводим диагностику, то есть, выявляем проблему.  Далее идет коррекционная  работа.

В зависимости от ситуации количество встреч с людьми может быть разным: если нужна просто консультация, то это разовая встреча, если нужна коррекционная работа – проводим несколько занятий.

- Расскажите о случаях, когда вы смогли помочь человеку в какой-то трудной ситуации.

 - Однажды был случай, когда беременная женщина хотела после родов отказаться от ребенка. Тогда к работе с ней были подключены врач-психолог из Сурской больницы, наш центр «Семья», областные специалисты. Мы провели с ней работу, которая дала положительный результат – ребенок остался в семье и благополучно воспитывается.

Был случай, когда семья была на грани развода, и мы помогли ее сохранить. Если пара решила развестись, сотрудники ЗАГСа сначала направляют ее к нам. Мы выясняем причину угрозы развода, помогаем объективно посмотреть  на нее. Но у супругов должно быть обоюдное желание работать в этом направлении. Если чувствую, что ситуация кризисная, и я не могу помочь человеку, то направляю его к областным специалистам, с которыми мы тесно сотрудничаем.

- Какие советы вы можете дать, если есть проблема по сохранению семьи?

- Самое главное – это разговаривать. Не нужно таить в себе обиды, замалчивать их. Если проблема есть – ее нужно обсуждать. Но не на эмоциях, а конструктивно: успокоились, подышали, поговорили. Говорите о себе, о том, что вам не нравится, что вам хотелось бы. Но также вы должны слушать и слышать своего партнера.  Нужно работать, прежде всего, над собой.

- Как быть в отношениях «родители-дети»?

- Контакт с ребенком нужно устанавливать с самого рождения, постоянно давать ему понять, что он любим, чтобы не потерять этот контакт в подростковом возрасте. Если с самого начала между родителями и детьми будет привязанность, то и в дальнейшем, в «трудном» возрасте все будет проходить гладко. Здесь также важно уметь слушать и слышать ребенка. Не ругайте детей на эмоциях. Не судите ребенка как личность, судите только его поступок. Например: «Я тебя люблю, но мне твой поступок не нравится»,  или:  «Этим поступком ты меня обидел», «Я с тобой говорю хорошо, а ты на меня кричишь».  Ребенок совершил поступок, вы его обговорили, и на этом все - не нужно возвращаться к прошлому.

- При поступлении в детский сад, школу как адаптировать ребенка к новой среде?

- Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то давайте ему с собой какую-нибудь игрушку, своего рода талисман, который будет ребенку напоминать о доме. Малыш будет чувствовать привязанность, будет знать, что мама его не бросила и обязательно за ним вернется. 

При адаптации к школе нужно смотреть на особенности ребенка. Но важно научить детей снимать напряжение. Надо рисовать с детьми, лепить, учить сбрасывать негативные эмоции - это хотя бы та же борьба подушками. 

Подросткам я советую вести дневник эмоций: если они не могут сказать взрослому о своих чувствах, то они могут написать об этом. Писать можно спокойно или с сильным нажимом на ручку, чтобы выплеснуть свои эмоции.  Хороший способ - «бросание эмоций», это когда бросаете скомканный кусок бумаги или мячик, при этом нужно проговаривать свои чувства. Можно рисовать, например, с закрытыми глазами и левой рукой, при этом просто  бессознательно исчеркать бумагу. Кто-то любит выплескивать негатив через танцы. Одна девочка нашла в себе такой ресурс – закрывается в комнате и танцует.

Наше тело реагирует на любые эмоции, хотя мы не всегда можем понять эти реакции. А главный наш ресурс – это дыхание. Поэтому, когда вы плачете в стрессовой ситуации, нужно «плакать с дыханием», не задерживая его, чтобы стало легче. 

Ни в коем случае не копите в себе негатив! Это как сосуд: вода в нем накапливается, а потом в самый неподходящий момент выплескивается через край.

 - Что Вам помогает в работе с людьми?

- В работе люблю использовать метафорические карты. Эти карты работают и с детьми, и со взрослыми, особенно когда человек не может сформулировать свою проблему. Используя их, мы говорим о его состоянии, о том, что человеку важно, какие у него чувства и эмоции, в каких ситуациях испытывает сложности.

Как работают метафорические карты, я узнала на личном опыте. Мне было предложено выбрать из стопки несколько карт, которые меня «зацепили». Выбрав не самые радужные карточки, описала то, что, по моему мнению, я на них видела. Удивительно, но хмурые, на первый взгляд, абстракции на картах, действительно, выглядели, словно прошлые приятные эпизоды жизни. Описывая свои чувства, незаметно для себя немного расслабилась – легкое головокружение, слабость в руках. Состояние было, как после небольшой  физической нагрузки.

Бытует ошибочное мнение, что психология – не наука. Возможно из-за того, что на вопрос: «Что такое личность?» психолог может дать разные ответы, а для науки характерно четкое определение терминов. Как бы то ни было, но ведь работает! Не зря говорят, что в основном все наши проблемы – у нас в голове. Чтобы решить проблему, нужно ее проговорить, посмотреть на ситуацию с другой стороны, «расслабить» голову и мысли. Работа с психологом - это прежде всего желание человека работать над собой. 

Беседовала Е. АНТОНОВА.

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload