Бескорыстное служение Отечеству
Работа девятиклассницы Астрадамовской средней школы Алины Клевогиной заняла призовое место на межрегиональном молодежном литературном
конкурсе «Друзья по вдохновению в номинации «Лучшее прозаическое произведение». Итоги конкурса были подведены на Пушкинском празднике в Языково.
Там, где Сура, где ясен свод небес,
Где от брегов прохладой сладкой веет,
Где на горах шумит зеленый лес
И ярко день осенний вечереет,
Где весело обширный дом стоит,
Глядя на сад, природою развитый,
Туда меня мечта моя манит,
С тем краем все поэта думы слиты.
Эти строки, навеянные особенными чувствами любви к своей малой Родине – Посурью, принадлежат Дмитрию Петровичу Ознобишину - замечательному симбирскому поэту, переводчику, фольклористу. Жизнь и творчество Дмитрия Ознобишина в большой степени связаны с родным краем и могут быть олицетворением идеи служения своему Отечеству. Как может служить Отечеству поэт? Посредством своего поэтического дара, живого литературного слова, в которое он вкладывает свои самые сокровенные мысли, внутренние переживания, эмоции. Таковым являлся и наш земляк Ознобишин Дмитрий Петрович.
В границах современного Инзенского района, на берегах речушки Сюксюмка, притока Суры, находится старинное село Троицкое, которое в начале 19 века входило в состав Карсунского уезда Симбирской губернии. Здесь, в наследственном поместье своего отца в 1804 году и родился Дмитрий Ознобишин – поэт «пушкинской эпохи», современник наших знаменитых земляков – братьев Языковых. Так получилось, что Карсунское Посурье стало родиной еще одного талантливого поэта – Николая Языкова. Поскольку имения Языковых и Ознобишиных находились по соседству, знакомство славных поэтов-земляков возникло уже в раннем детстве, когда они купались в Сюксюмке или резвились на живописных берегах этой речушки, любуясь красотами Посурской природы, впитывая в свои сердца трепетную любовь к Отечеству. Возможно, именно эти одухотворенные впечатления от увиденного и пережитого в детстве и способствовали становлению Дмитрия Ознобишина как поэта и как гражданина. О мире своих детских и юношеских фантазий поэт писал так:
Там негою веет вокруг ветерок,
Там шепчется с брегом
сребристый поток,
Там светом волшебным денница горит,
Там все наслаждаться природой манит.
В девятилетнем возрасте Дмитрий Ознобишин лишился родителей, и все заботы об осиротевшем внуке взял на себя его дед по матери, грек, миллионер Иван Варваций, который постарался дать мальчику прекрасное по тем временам образование в стенах Петербургского Горного кадетского корпуса, где в это же время обучались и братья Языковы. Живое участие в воспитании Ознобишина принимает Александр Васильевич Казадоев – близкий друг Варвация, инспектор Горного корпуса. Сама атмосфера учебного заведения настраивала на поэтическую стезю – ведь в стенах Горного корпуса бывали такие знаменитости, как Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов. Дарования молодого поэта и переводчика Ознобишина появились рано – в Благородном пансионе при московском университете. В литературных кругах и гостиных стихи Дмитрия Ознобишина заметили и приняли сразу. Так, склонность к литературному творчеству и переводам с иностранных языков стали делом всей его сознательной жизни. Человек по натуре увлеченный, Дмитрий Ознобишин изучает иностранные языки – арабский, греческий, французский, открывая для себя и читателей удивительный мир восточной и европейской литературы. С осени 1828 года Ознобишин покидает Москву и возвращается в родовое имение Троицкое. Он много разъезжает по родному Поволжью да и за его пределами. В родном крае поэт участвует в общественной и литературной жизни и, по примеру своего друга Петра Языкова, записывает в деревнях песни, сказания и былины. Бескорыстное служение российской словесности, личная скромность и честность снискали ему уважение современников, а признанием заслуг Дмитрия Петровича стало звание почетного смотрителя Карсунского уездного училища, а затем и почетного попечителя губернской гимназии.
Муза вдохновения не покидает поэта и в Симбирске. Обращаясь к другу Николаю Языкову, он пишет:
Но ты, Языков, пробудил
Тот огонь, что я в груди таил;
… Но вызов твой красноречивый,
Поэт, кому в святой тиши
Знакомы радости души,
Восторгов дивные порывы, -
На вызов твой я ожил вновь
Петь юность, дружбу и любовь.
Дмитрий Петрович во время своих странствований по Поволжью не упускает случая записать народные песни. А баллада «Чудная бандура» превратится в русскую народную песню, популярную и в наши дни – «По Дону гуляет казак молодой…».
Как истинный просветитель, Ознобишин всей душой поддержал инициативу братьев Языковых по созданию в Симбирске памятника М.Н. Карамзину, а затем и Карамзинской общественной библиотеки. Скоропостижная смерть жены Елизаветы Александровны на время вывела поэта из равновесия и, потрясенный горем, он уезжает с 10-летним сыном Иваном на целый год в Европу. Тоска по родине не покидает поэта:
Невольно скорбь в мою теснится грудь!
Все вновь скользит на памяти безумной
И дальний край, и одинокий путь,
И родина, и берег Волги шумной.
По возвращении в Россию Дмитрий Ознобишин надолго уединился в родном селе Троицком, помогая Карамзинской общественной библиотеке книжными вкладами, содействуя просвещению населения Карсунского уезда, распространению российской словесности.
В 2019 году культурная общественность Ульяновско-Симбирского края отметит 215-летие со дня рождения Дмитрия Петровича Ознобишина – поэта, переводчика, фольклориста, общественного деятеля, который внес значительный вклад в развитие духовной и культурной жизни родного края, Отечества. Имя Дмитрия Ознобишина находится в ряду плеяды выдающихся симбирян – Карамзина М.Н., И.И. и М.А. Дмитриевых, лирического поэта Н.М. Языкова, Садовникова Д.Н., Минаева Д.Д. и многих других. Он – современник Пушкина, по праву называемый «поэтом пушкинской эпохи».
Бескорыстное служение российской словесности, музе, личная скромность, честность, любовь к родному Посурью и Симбирскому краю – это и есть пример самоотверженного служения Отечеству, народу. Служение Отечеству для Дмитрия Ознобишина – это поэтическое слово, многогранная общественная деятельность, стремление возвращаться в родные места снова и снова, жажда общения со своими удивительно талантливыми земляками.
А о своем родном Посурье поэт писал:
… Но в тихий час, когда взойдёт луна,
Облив сребром поля, реку и горы,
В моих мечтах рисуется она,
К кому всегда летят душа и взоры.
Минувшее, как вероломный друг,
Мне дорого еще воспоминаньем,
И мысль о ней, рождая слезы, вдруг
Встревожит грудь живым очарованьем.
Алина КЛЕВОГИНА.