12 июля – День рыбака

Многие жители нашего района увлекаются рыбалкой, и часто это увлечение переходит в настоящую страсть. Конечно, повезло тем, кто живет рядом с реками, прудами, озерами. Вот Барышская Слобода, про нее можно сказать, что это село рыбаков. Испокон века Сура кормила слободчан рыбой. Александр Николаевич Ипатов в прошлом – заядлый рыбак. Только года два по возрасту оставил это занятие. Он рассказал об одной из самых удачных своих рыбалок.

Александр Ипатов

Это было в конце лета, месяц август к середине подошел. Мы с сыном решили съездить к бабушке в Бар-Слободу, чтобы порыбачить там на Суре. Шел 1989 год. Сыну было двенадцать лет. К рыбалке я его приучил рано. С семи лет он уже рыбачил самостоятельно. На небольшой речке, рядом с которой мы жили в селе Кротовка Ульяновского района, ставил закидушки на живца на ночь, а утром приносил довольно крупных налимов.

Вот он-то меня и уговорил порыбачить на Суре. Сходили мы с ним на озеро за карасями. Наловили и поставили на живца три жерлицы на ночь на Суре.

Старый дубовый топляк, сто лет тому назад затонувший, лежал на дне недалеко от берега. Вершина его была видна над водой. Вот напротив этого топляка мы и поставили наши три снасти. Две были привязаны к таловым кустам, а третья – к колу, воткнутому на берегу в песок. До темна еще время было, чтобы порыбачить на удочки на червей. Чехонь неожиданно стала попадаться. Видать, стая рыб проходила как раз там, где мы рыбачили. Поймали несколько штук довольно крупной чехони. Но это длилось недолго, стая ушла и клев кончился. Но уха из чехони была нам обеспечена.

Вернулись домой к бабушке затемно. Она сварила ухи, и мы за беседой хорошо поужинали. С сыном договорились утром до зари сходить на реку и проверить наши жерлицы.

Встали рано. Пришли к месту, где были поставлены наши закидушки. Одна, что была привязана к колу, находилась дальше остальных, прямо напротив коряги. Я стал смотреть две первых, а сын пошел к дальней. Я проверил эти две, на них ничего нет, караси целы, живые еще были. Я их опять закинул в воду, с надеждой, что, может, что попадется, и пошел к сыну. Он кричал мне, чтобы я шел к нему быстрее. Он держал кол в руках, что есть силы, но не удержал. Кол быстро поплыл, привязанный к закидушке, в сторону коряги и остановился, болтаясь около нее.

Спрашиваю: «Что там было?» «Наверное, очень крупная рыбина, она дернула меня вместе с колом...»

Вода в августе утром холодная. Я разделся, подплыл к колу, зацепился за него одной рукой, хотел вернуться назад к берегу, но только потянул капроновую веревку, меня вместе с ней опять к этому топляку тянет. Что же, думаю, делать? Наверное, это крупный сом попался. Так просто он не дастся. Хотя он и устал, пока на крючке дергался, но у него сила немалая еще.

Я забрался на торчащий из воды толстый сук, привязал капрон за него и стал тащить закидушку из воды. Не тут-то было: она возвращалась с силой на свое место. Я сижу на суку и опять повторяю те же движения. Не менее часа это происходило. Солнце уже взошло, а я все еще сижу на этой коряге и дергаю за капрон. Нить ослабла, и я ее выбираю к себе ближе. Наконец-то появилась большая рыбина, послушно и медленно двигает хвостом. Подвел я ее совсем близко к себе. Перевязал капроновую нить, ближе подвел рыбину к дереву и привязал совсем на короткое расстояние. Это оказался здоровенный сомина. Длинный – метра полтора.

Я сплавал на берег. Взял из сумки топорик, постоял, погрелся и поплыл опять к добыче. Залез на сук: смотрю, сом тихо шевелится. Я подвел его к себе и ударил топориком по голове. Все, сом утих. Вытащили мы с сыном его на берег; оба в восторге. Сом оказался трофеем тяжелым – более двадцати кило было в нем. Дома взвесили.

«Эх, вот это туша! - воскликнула наша бабушка Анна. – Будет отличный балык из него, - Давайте рубите на куски и солите. И на жаркое хватит, и на все». Мы с радостью угостили друзей, соседей жареной сомятиной. Все были довольны. А когда мы с сыном приехали домой в Кротовку с таким «багажом», он привел своих друзей на жаркое. Сколько уж между ними было разговору про эту рыбалку на Суре. Так были друзья его восхищены! Долго потом вспоминали и пересказывали эту нашу тему, удивлялись удачной рыбалке.

Фото из личного архива З.Н. Ипатовой.