Виктор Матюшин



В начале семидесятых, после двух лет службы в армии, закончив многодневную бурную встречу с родными, да и со всеми земляками, Шурка начал думать, чем заняться по жизни в дальнейшем. Это были, пожалуй, лучшие годы на селе, оно стало многолюдным после того, как подросли и возмужали дети побитых и покалеченных на войне мужчин, богатым по наличию техники и скотины как на колхозных базах, так и на личных подворьях. До армии Шурка работал киномехаником, вначале хотел продолжить нести культуру в массы, но потом раздумал и решил стать механизатором. У трактористов были стабильно высокие заработки, а парню нужны были деньги: давно его заветной мечтой была покупка мотоцикла «Урал». Именно «Урал», а не какой-нибудь дребезжащий «ИЖ» или «Восход». Такая машина была единственной на селе и принадлежала Феде Колчину, которому ее достал брат Костя, работавший в органах государственной безопасности в областном центре. У отца Шурки, постоянного пастуха колхозного стада, передовика производства, был тоже блат в райцентре в лице первого секретаря райкома партии, но даже он не мог исполнить заветную мечту Шурки: дефицитные мотоциклы шли по разнарядке, и каждый был на учете. Шурка частенько крутился около хозяина заветной машины, иногда выпрашивал прокатиться, а однажды набрался смелости и попросил продать ему мотоцикл за те же деньги, которые стоил новый. Федор только посмеялся в лицо незадачливому покупателю.

Новый сельскохозяйственный год в колхозе начался с принятия социалистических обязательств, на собрании был и Шурка как молодой передовик производства. Из условий социалистического соревнования он прочно уловил один пункт, а именно: механизатору, добившемуся лучших показателей на вспашке зяби, по итогам года в порядке поощрения продается мотоцикл «Урал».

Это был шанс, и его нельзя было упускать. Несколько гектаров Шурка набрал на весновспашке, но основные гектары можно было вспахать только осенью. К этому периоду он тщательно готовился: выпросил наряд на ремонт своего «ДТ-75» в мастерских «Сельхозтехники», где с тамошними специалистами перебрал двигатель и ходовую часть трактора, а дома еще раз проверил плуг.

Работы по вспашке начались в августе, когда поля освобождались от хлебов. В поле Шурка выезжал с рассветом, с небольшим перерывом на обед работал до полуночи, иногда оставлял машину прямо в борозде. Спал буквально три-четыре часа. Такой напряженный ритм работы едва не стоил ему жизни. Однажды он заснул за рычагами, и трактор направился в сторону глубокого оврага. Хорошо, что на пути стоял могучий дуб, в который уперлась и заглохла машина. Тогда у трактора был поврежден радиатор, его тракторист быстро заменил - на машинном дворе оказался запасной. Об этом случае узнал только отец, и он решил помочь сыну, иногда подменял его на пахоте. Потом научился пахать и младший брат Шурки.

Трактор стал работать день и ночь с небольшими перерывами на заправку и технический уход.

...Полевые работы закончились к ноябрьским праздникам. К этой дате были подведены предварительные итоги, они для Шурки были обнадеживающими, друзья уже поздравляли его победой и с будущей заслуженной наградой. Но окончательный результат должен был быть известен только по окончании года, он объявлялся на колхозном отчетном собрании.

И вот этот день наступил. В клубе собрались принаряженные колхозники. Председатель отчитался за производственные показатели, председатель профсоюзного комитета начал зачитывать имена передовиков. Среди них был и Шурка, но до «Урала» он, оказывается, не дотянул. Мотоцикл достался другому трактористу, который оказался приближенным к руководству. Больше вспаханных гектаров было у Шурки, но тому, другому, перевели в гектары мягкой пахоты транспортные работы, которые он выполнял на своем «Т-150». Формально все было по закону, но по совести - нет. Земляки сочувствовали Шурке, начальство стыдливо отводило глаза, но дело было сделано, самоотверженный труд молодого тракториста не остался незамеченным. Вскоре его назначили на должность бригадира комплексной бригады. А для оперативного решения вопросов Шурке, или Михалычу, как его стали называть многие, был выделен мотоцикл «Урал».


Просмотров: 0