Наша история


Фотография – память о виденном

Время неуловимо – бежит и бежит. Развивается общество, совершенствуются технологии, меняются поколения, а память о прошедшем сохраняется у нас в виде пожелтевших фотоснимков на страницах старых семейных альбомов. На них запечатлены лица уже ушедших людей, окружающая их на тот момент обстановка – здания, жилые дома, дороги, природа.

Смотришь, а уже нет того дома, грунтовая дорога приобрела твердое покрытие, луга или поля заросли лесом.

Детство мое прошло в конце Октябрьской улицы Сурского, что упирается своим концом в кладбищенскую гору. Рядом находился дом Малышевых – сурских фотографов. Супругой главы семейства была сестра моей бабушки, и родственные связи позволили и мне еще в отроческие годы приобщиться к казавшемуся тогда загадочно-таинственному, почти волшебному искусству получения черно-белых снимков. Сама обстановка наблюдения за постепенно проступающими контурами своего кадра на плавающей в кювете с проявителем фотобумаге при интимном свете красного фонаря завораживала.

Малышевы – отец и сын – работали в фотографии Сурского КБО, где с помощью старинных профессиональных камер, накрываясь черной накидкой, снимали людей для документов, делали художественные портреты, мастерски работая со светом, фотомонтажи для коллективных снимков выпускников школ, техникума и т.д.

Валентин Иванович, глава семейства, был фотографом потомственным. До него фотографом в Сурском (Промзине) был его отец Иван Иванович, который остался в памяти земляков тем, что закончил свое жизненное существование на профессиональном посту, фотографируя на кладбищах церемонию похорон своего друга, что тогда было в традиции. Накрылся, как обычно, перед фотоаппаратом черной накидкой, да и медленно сполз под ней – отказало сердце, и его с кладбищ привезли мертвым.

Иван Иванович оставил после себя ценные в культурном и историческом плане снимки массового паломничества на Никольскую гору, виды старого Промзина, портреты людей того времени. Его снимки являются ценными экспонатами Сурского краеведческого музея.

Валентин Иванович, его сын, был призван в ряды действующей армии уже в конце войны, в период наступления и служил старшим сержантом в фотороте. Задачей этого подразделения было снаряжение боевых самолетов фотокассетами, на которые летчиками производилась съемка замаскированных точек, маршрутов передвижения и маневрирования отступающих немецко-фашистких войск, результатов налета и другие задачи. После полетов подразделение производило проявку отснятого материала и представляло фотоснимки по назначению.

Валентину Ивановичу удалось заснять результаты зверства фашистов в концентрационных лагерях на территории Польши, где производилось массовое уничтожение людей.

До конца своих дней Валентин Иванович оставался верен фотографии. При посещении дома Малышевых чаще всего его приходилось заставать за работой у ретушивального станка. Качество исполнения фоторабот долго жило в памяти односельчан, и после того, как он по возрасту и состоянию здоровья оставил работу в фотографии, отбоя от заказчиков по-прежнему не было. Особенно ему удавались портреты с грамотной расстановкой светотени.

Следует заметить, что сын Валентина Ивановича Владислав некоторое время работал с отцом и занимался любительской фотографией.

Последней заветной мечтой Валентина Ивановича было создание фоторужья с мгновенной наводкой на фокус. В 60-70 годы прошлого века модным становилось увлечение людей фотоохотой. Этому способствовала вышедшая в 1969 году книга Г.Я. Артюхова «Охота без запрета», где приводилось описание такого фоторужья. При фотографировании диких объектов в природе скорость наводки на резкость имела решающее значение. Объекты эти, особенно птицы, подвижны и появляются в кадре порой на считанные секунды. Пока крутишь кольцо на телеобъективе, теряешь редкие и порой уникальные кадры. Валентин Иванович, по рекомендации Г.Я. Артюхова, сконструировал свой телеобъектив, так как линзы у него были самые разнообразные, и установил его на ружейную ложу, им же и изготовленную, и перевел фокусировку на курок. Стоило только слегка сдвинуть его, как объект съемки оказывался резким, и можно было нажимать на спуск.

В целом Валентин Иванович механизм собрал, даже получил пробные снимки. Оставалось только отладить его и довести до ума, как говорят, но, к сожалению, жизни не хватило…

Потомкам остались фотоснимки Малышевых, мастеров светописи.

С. СПИРИДОНОВ.


Просмотров: 0